Гласные более или менее
полного образования встречаются не только в ударных, но и в безударных слогах. Гласные
в безударных слогах также образуют определенную систему называемую безударным
вокализмом, который также требует определенного фонетического анализа ^елью
такого анализа является
установление дистрибуции,
т.е. распределения фонем в слове и фонемического статуса гласных, встречающихся
в безударных слогах.
Гласная фонема в ударном
слоге сильнее и имеет более определенную различительную тембральную окраску,
чем безударная фонема, т.к. во время образования ударного гласного звука мышцы
наших органов речи более напряжены, а уклад резонаторного механизма,
образуемого этими мышцами, остается постоянным более длительное время,
нежели при производстве безударных гласных.
Гласная фонема в безударном
слоге короче, слабее, менее выразительна, т.е. она ослаблена, подвержена
редукции.
Редукция - это ослабление
звука за счет уменьшения напряжения органов речи, в результате чего теряются
некоторые важные характерные черты звука. Редукция представляет из себя одно из
характерных фонетических изменений, имеющих место в историческом развитии
языка. Конечной стадией процесса редукции может быть выпадение звука,
называемое нулевой редукцией.
Редукция-гласных является
характерной чертой русского, английского и некоторых других языков, но в ряде
языков, таких как итальянский, японский, редукция не наблюдается.
Ядро безударного вокализма
в английском языке образует нейтральная гласная фонема / е /, которая имеет
несколько вариантов звучания, известных в лингвистике под названием шва -
гласных.
Не вполне четкий тембр,
т.к.. качество или окраска нейтрального гласного звука происходит в результате
следуют и факторов:
1. Активные органы речи
чрезвычайно вялы, в результате чего отсутствуют высоко - частотные форматоры,
т.е. характерные тоны резонансных полостей или качественные характеристики
фонемы, именуемые тембром.
2. Из - за ее краткости
произнесения, нейтральный звук состоит почти полностью из скользящих вверх [on - glide] и скольжения
вниз [off - glide].
Это означает, что в течение
произношения звука полнота резонаторов меняется так быстро, что не создается
определенного ясно различимого тембра. Но как бы ни был краток и неясен этот
звук, он способен образовывать варианты в различных положениях. Кроме нейтральной гласной фонемы в английском языке
в неударных слогах существуют полуслабые гласные, являющиеся продуктом
частичной редукции. В транскрипции он обозначается маленьким нейтральным
значком после гласной, например; partition |paa'tifn|.
Полуслабые гласные являются вариантом гласных фонем,
подверженных частичной редукции, а не отдельными фонемами, т.к. они не могут противопоставляться полным
гласным или нейтральному гласному для различительных целей cp.[fou'netiks - fo'netiks -fa'netiks].
Помимо нейтральной фонемы
или полуслабых гласных безударные слоги могут содержать гласные полного
образования, используемые во всех стадиях произношения. Так, безударные гласные
фонемы почти не
отличаются по тембру от тех же гласных в ударных слогах.
По существу, любая
английская гласная фонема полного образования может встретиться в неударном
слоге в определенных словах, а употребление нейтральной гласной фонемы или полугласной
фонемы вместо фонемы полного образования было бы ошибкой. Безударная гласная
полного образования может употребляться во всех стилях произношения и близка
по тембру подобной гласной под ударением.
Все эти три типа безударных
гласных встречаются в различных стилях произношения и с точки зрения этой
дистрибуция полуслабые гласные можно определить как частично редуцируемые
гласные, употребляемые в более тщательном стиле произношения вместо
нейтральной гласной, употребляемой в быстрой разговорной речи и вместо
соответствующей гласной полного образования, употребляемой в полном стиле.
Безударная гласная
постоянно полного образования употребляется во всех стилях произношения и
довольно близка по тембру к той же гласной фонеме под ударением. Безударные
гласные постоянно полного образования употребляются во многих словах
иностранного происхождения, особенно латинского и греческого, которые еше
полностью не подверглись ассимиляции.
Гласные постоянно полного
образования употребляются в словах, структурального значения, не имеющих
слабой формы.
Фонемический анализ
безударного вокализма имеет также морфологичсский аспект. Существуют
определенные соответствия или чередования между ударными и безударными гласными
в различных производных словах одного корня, или же в различных грамматических
формах одного и того же слова, или же в различных алломорфах одной и той же
морфемы.
Процесс, обозначающий такое
чередование гласных, называется градацией гласных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий