воскресенье, 28 апреля 2019 г.

Лекция 4. Система английских безударных гласных


Гласные более или менее полного образования встречаются не только в ударных, но и в безударных слогах. Гласные в безу­дарных слогах также образуют определенную систему называе­мую безударным вокализмом, который также требует определенного фонетического анализа ^елью такого анализа является
установление дистрибуции, т.е. распределения фонем в слове и фонемического статуса гласных, встречающихся в безударных слогах.
Гласная фонема в ударном слоге сильнее и имеет более опре­деленную различительную тембральную окраску, чем безударная фонема, т.к. во время образования ударного гласного звука мышцы наших органов речи более напряжены, а уклад резонаторного ме­ханизма, образуемого этими мышцами, остается постоянным более длительное время, нежели при производстве безударных гласных.
Гласная фонема в безударном слоге короче, слабее, менее вы­разительна, т.е. она ослаблена, подвержена редукции.
Редукция - это ослабление звука за счет уменьшения напряже­ния органов речи, в результате чего теряются некоторые важные характерные черты звука. Редукция представляет из себя одно из характерных фонетических изменений, имеющих место в исто­рическом развитии языка. Конечной стадией процесса редукции может быть выпадение звука, называемое нулевой редукцией.
Редукция-гласных является характерной чертой русского, анг­лийского и некоторых других языков, но в ряде языков, таких как итальянский, японский, редукция не наблюдается.
Ядро безударного вокализма в английском языке образует ней­тральная гласная фонема / е /, которая имеет несколько вариантов звучания, известных в лингвистике под названием шва - гласных.
Не вполне четкий тембр, т.к.. качество или окраска нейтраль­ного гласного звука происходит в результате следуют и факторов:
1. Активные органы речи чрезвычайно вялы, в результате чего отсутствуют высоко - частотные форматоры, т.е. характерные тоны резонансных полостей или качественные характеристики фонемы, именуемые тембром.
2. Из - за ее краткости произнесения, нейтральный звук состо­ит почти полностью из скользящих вверх [on - glide] и скольже­ния вниз [off - glide].
Это означает, что в течение произношения звука полнота резо­наторов меняется так быстро, что не создается определенного ясно различимого тембра. Но как бы ни был краток и неясен этот звук, он способен образовывать варианты в различных положениях.  Кроме нейтральной гласной фонемы в английском языке в неударных слогах существуют полуслабые гласные, являющиеся продуктом частичной редукции. В транс­крипции он обозначается маленьким нейтральным значком после гласной, например; partition |paa'tifn|.
Полуслабые гласные являются вариантом гласных фонем, подверженных частичной редукции, а не отдельными фонемами, т.к. они не могут противопоставляться полным гласным или нейтральному гласному для различительных целей cp.[fou'netiks - fo'netiks -fa'netiks].
Помимо нейтральной фонемы или полуслабых гласных безу­дарные слоги могут содержать гласные полного образования, используемые во всех стадиях произношения. Так, безударные гласные фонемы почти не отличаются по тембру от тех же гласных в ударных слогах.
По существу, любая английская гласная фонема полного обра­зования может встретиться в неударном слоге в определенных словах, а употребление нейтральной гласной фонемы или полу­гласной фонемы вместо фонемы полного образования было бы ошибкой. Безударная гласная полного образования может упот­ребляться во всех стилях произношения и близка по тембру по­добной гласной под ударением.
Все эти три типа безударных гласных встречаются в различ­ных стилях произношения и с точки зрения этой дистрибуция полуслабые гласные можно определить как частично редуцируе­мые гласные, употребляемые в более тщательном стиле произно­шения вместо нейтральной гласной, употребляемой в быстрой разговорной речи и вместо соответствующей гласной полного образования, употребляемой в полном стиле.
Безударная гласная постоянно полного образования употреб­ляется во всех стилях произношения и довольно близка по темб­ру к той же гласной фонеме под ударением. Безударные гласные постоянно полного образования употребляются во многих сло­вах иностранного происхождения, особенно латинского и гречес­кого, которые еше полностью не подверглись ассимиляции.
Гласные постоянно полного образования употребляются в сло­вах, структурального значения, не имеющих слабой формы.
Фонемический анализ безударного вокализма имеет также морфологичсский аспект. Существуют определенные соответ­ствия или чередования между ударными и безударными гласны­ми в различных производных словах одного корня, или же в раз­личных грамматических формах одного и того же слова, или же в различных алломорфах одной и той же морфемы.
Процесс, обозначающий такое чередование гласных, называется градацией гласных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий