Термин "фонетика''
происходит от греческого слова "phone",
означающего "звук", ''голос" и "taphonetica" означающего "то. что относится к голосу,
наука о голосе". Фонетика - не отдельная независимая дисциплина, это
целый раздел лингвистики, такой как например, грамматика или лексикология Все
эти лингвистические науки изучают язык с трех различных точек зрения. ЛЕКСИКОЛОГИЯ
изучает словарь языка, происхождение и развитие слов, их значение и
словообразование. ГРАММАТИКА определяет правила, управляющие изменениями слов v, сочетанием, слов в предложениях.
Правильное, научное
определение фонетики, объект фонетического исследования, цели и теоретическое
значение фонетики возможны лишь на базе научной теории о языке. В работах лингвистов
существует много указаний, имеющих прямое отношение к фонетике, а также
излагающие основные принципы этой науки и других лингвистических дисциплин.
Цели и значение фонетики становятся ясными в свете этих, высказываний.
Язык - наиболее важное
средство человеческого общения. Будучи наиболее важным средством человеческого
общения, язык одновременно непосредственно и неразрывно связан с мыслью.
Язык определяется как
действительная реальность мысли, как практическое сознание.
Прямая и неразрывная связь
между языком и мыслью проявляется не только в общепринятом факте, что мысли
могут быть выражены только непосредственно в речи при помощи слов, организованных
в предложения, произнесенных с соответствующей интонацией, но также и в менее
очевидном факте, что мысли могут зарождаться и формулироваться в человеческом
мозге только на базе слов и предложений.
Таким образом, становится
очевидным тезис о непосредственной и неразрывной связи между языком и мыслью,
что не только речь, но и мысль невозможна
без слов, состоящих из звуков речи.
Однако, одних слов
недостаточно для мысли и речи. Одни изолированные слова не могут выражать
мысли. Для формулирования и выражения мысли необходимые слова должны
сочетаться в предложениях по определенным знакам грамматики данного языка, а
предложения должны произноситься с соответствуощей интонацией.
На основе связи между
языком и мыслью можно сделать вывод, что настоящее научное изучение и анализ
языка не может проводиться безотносительно к мысли, выраженной в речи, а следовательно
и безотносительно к значению слов в предложении Научное понятие языка также
базируется на тезисе, что язык как средство мысли и наиболее адекватное
средство человеческого общения может существовать только в материальной форме
звуков речи.
Звуки речи, т.е.
вибрирующие частички воздуха или звуковые волны производятся органами речи
человека и воспринимаются человеческим слуховым органом как звуки речи,
функционирующие в форме фонем.
Отсюда следует, что звуки
речи имеют четыре аспекта: артикуляционный, акустический, слуховой
(аудиторный) и функциональный (лингвистический или социальный). Ни один из
этих аспектов нельзя оторвать от других в процессе языковой коммуникации. Но
каждый аспект можно выделить для целей лингвистического анализа и,
следовательно, каждый из этих аспектов становится отдельным аспектом
исследования, что позволяет разделение фонетики как науки на несколько
разделов.
Каждый из этих разделов
фонетики имеет свои собственные методы исследования и свою собственную
терминологию.
Термин "носовой",
например, относится к артикуляционному аспекту звуков [m, n, Q] , с точки зрения акустического аспекта, эти звуки
резонанты. термин "сонорант" или "сонорный" характеризуется
с точки зрения слухового восприятия, которое они воспроизводят, а утверждение,
что все эти звуки являются реализацией различных фонем английского языка,
характеризует их с функциональной или чисто лингвистической точки зрения.
С точки зрения артикуляции
любой звук речи - это сложное единство определенных, точно скоординированных и.
вместе с тем, дифференцированных движений и положений различных органов речи.
Все положения и движения органов речи, необходимые для произнесения
звука речи и составляют его артикуляцию.
Отдел фонетики,
занимающийся изучением, описанием и классификацией звуков речи с точки зрения
их производства аппаратом речи, называется артикуляционной фонетикой.
Различная артикуляция
производит различный акустический эффект, т.е. различные звуки речи.
Следовательно, звуки речи имеют второй аспект - физический, или точнее
акустический. С этой точки зрения звук речи, как любой другой звук в природе
является физическим явлением, своего рода движущейся материей и
энергией.
Аудиторный (слуховой)
аспект любого звука, в том. числе и звук речи, неразрывно связан с акустическим
аспектом, к оба могут рассматриваться вместе, Звуки всегда имеют свои источники
в вибрирующей среде (обычно в воздухе), воспроизводимые определенным видом
энергии. Например, гласные, сонорные и частично звонкие согласные
воспроизводятся голосовыми связками, которые пол воздействием энергии потока
воздуха, идущего из легких, производят вибрацию.
Частота вибрации голосовых
связок по всей их длине, т.е. возникающая как результат колебательных движений
всей системы. называется основной частотой. Эти колебания всегда регулярны или
периодичны и поэтому воспринимаются как музыкальный гон или высота. Изменения в
основной частомс или тоне употребляются в речи для производства интонации.
Колебание частей вибратора
(голосовых связок) производит так называемые обертоны. Вибрации голосовых
связок, образующих обертоны, также регулярны или периодичны по
своему-характеру. Эти обертоны играют основную роль в формировании гласных и
сонорных звуков: они определяют качество или тембр
этих звуков.
Однако голосовые связки не
являются единственным источником вибрации при производстве звуков речи.
Колебания высоких частот могут вызываться в воздухе трением частиц воздуха,
проходящих через щель в точке респираторного тракта над гортанью, как например, при производстве фрикативных согласных.
Другой источник
высокочастотных колебаний частиц воздуха, воспринимаемых как звуки речи,
является неожиданный взрыв воздуха, запертый за полной преградой респираторного
тракта в
гортани или над гортанью,
когда этот затвор быстро убирается, как, например, при производстве взрывных
согласных.
Звуки речи являются
основными единицами, т.к. они составляют материальную базу всех его морфем и
слов. Поэтому звуки речи можно рассматривать как основной компонент звукового
состава языка. А так как любой речевой звук как физическое явление имеет
характерный спектр, созданный полосой частот энергии, характеризующий данный
звук и называемый в лингвистике формантами звука, то этот основной компонент
языка можно назвать спектральным или же формантным компонентом.
Роль основной частоты или
тона в производстве речи совершенно отлична от роли, выполняемой формативными
частотами, т.е. частотами речевых звуков. Основная частота не принимает участия
в формировании качества звуков, а как тон она принимает участие в формировании
интонации. Следовательно, основная частота должна рассматриваться как
отдельный компонент звукового состава языка, отличный от его спектрального
компонента как в физическом, так и в функциональном планах.
Его с аудиторной точки
зрения можно было бы назвать тональным компонентом звукового состава языка, а
с акустической точки зрения компонентом основной частотности.
Сложные гортанные тона
содержат обертоны, формирующие базу не только для гласных и сонорных звуков, но
также и тембр голоса, выполняющий две функции. Во-первых, тембр определяет
качество индивидуального голоса, с помощью которого мы узнаем говорящего, не
видя его. Во-вторых, тембр играет важную роль в выражении всякого рода эмоций
в речи, таких как печаль, радость и т.д. Та или иная специальная эмоциональная
окраска звукового предложения, которая достигается различием тембра голоса,
является особенностью говорящих на родном языке в одинаковых жизненных
ситуациях и не зависит от индивидуальных особенностей голоса говорящих или от
спектрального компонента основной частоты. Поэтому тембр голоса следует
рассматривать как отдельный компонент звукового состава языка и назвать его
можно тембральным компонентом. Этот компонент наименее изучен в лингвистике.
Помимо спектральной,
основной частотности и тембральной характеристики, звуки речи имеют физические
свойства, обозначаемые акустическими терминами - интенсивность, напряженность
или сила звука. Интенсивность или сила звука воспринимается нами как громкость
звука, зависящая от амплитуды колебания.
В речи изменения в силе
звуков ассоциируются с ударением, особенно в языках, где ударение
преимущественно динамическое, например, в русском языке. Ударные звуки сильнее
и громче, чем неударные.
Так как интенсивность или
сила речевых звуков составляет отдельное физическое свойство, выполняющее
специальную функцию в языке, ее следует рассматривать как отдельный компонент
звукового состава языка и назвать ее можно силовым компонентом интенсивности.
В отличие от основной частоты и тембрального компонента силовой компонент
проявляет себя во всех речевых звуках без исключения, ибо каждый звук речи
имеет определенную степень напряжения.
Звуковой состав языка может
существовать только во времени и пространстве. Поэтому мы выделяем компонент
времени звукового состава языка, который проявляется в долготе произношения
звуков, а также в паузах внутри предложений и в паузах, разделяющих одно
звуковое предложение от другого.
Раздел фонетики, изучающий
акустический аспект речевых звуков, а именно все перечисленные выше пять
компонентов звукового состава языка (компонент основной частотности или тональный
компонент, спектральный или формантный компонент, тембральный компонент,
силовой компонент или компонент интенсивности, компонент длительности и
пространства) называется акустической фонетикой или фоноакустикой. Этот раздел
часто называют экспериментальным, инструментальным или лабораторной
фонетикой.
Несмотря на тот факт, что
аудиторный аспект речевых звуков изучается особыми методами, в лингвистике нет
раздела фонетики, называемого аудиторной (слуховой) фонетикой. Правда, некоторые
лингвисты говорят о физиологической фонетике, включающей вопросы артикуляции и
восприятия звуков речи.
Выдающийся русский лингвист
проф. Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ предложил термин антропофомика,
т.е. описательная фонетика, изучающая природу фонетических средств речи, их
особенности в каждом языке, безотносительно к их функциям. Но этот термин
используется лишь в русской лингвистической литературе.
Бодуэн дс Куртенэ основал и
раздел фонетики, изучающий
чисто лингвистический
аспект речевых звуков. Этот аспект речевых звуков известен еше как
функциональный или социальный аспект.
Он называется
функциональным из-за роли, которую звуки речи играют в функционировании
языка,как наиболее важного средства общения людей и средства мысли. Он назван
социальным потому, что результат выполнения коммуникативных функций языка есть
социальное явление.
Рассматривая с этой точки
зрения, звуки речи являются функциональными, значимыми единицами языка и
выполняют определенные функции в языке.
Звуки языка образуют не
только основной (спектральный) компонент звукового состава языка, но и
одновременно они являются носителями их тонального компонента, тембра голоса,
силы подъема и длительности, и каждый из этих пяти компонентов выполняет
определенные функции и должны рассматриваться как функциональные или значимые
единицы языка, т.е. в значении функционально значимые.
Все компоненты звукового
состава языка значимы в этом смысле, но ни один из них не имеет какого-то
грамматического или лексического значения. Именно эта особенность (отсутствие
значения) отличает любую фонетическую единицу языка от всяких других языковых
единиц (лексических и грамматических), имеющих значение, также как морфемы,
словоформы, фразы и предложения. Звуки речи сами по себе не имеют значения,
например, изолированные английские звуки сами по себе ничего не означают.
Так как другие компоненты
звукового состава языка, кроме спектрального или сегментального компонента,
также выполняют дистинктивную (различительную) функцию и, следовательно,
также являются функциональными единицами языка, удобнее терминологически
делать различия между ними и фонемами, существующими как звуки речи.
Американские дескриптивисты предложили два термина: сегментальные фонемы,
существующие в форме речевых звуков и супрасегментальные фонемы для отличительных
функциональных единиц языка, образуемых длительностью, силой и подъема голоса,
т.е. всеми компонентами, кроме спектрального (сегментального) компонента
звукового состава языка.
Эти компоненты названы
супрасегментальными фонемами по двум причинам:
1) потому, что
отличительные вариации в длительности, силе и высоте имеют место в
сегментальных фонемах, т.е. в звуках речи неразрывно связаны с ним и как бы
накладываются на них и
2) потому что часто
вариации также распространяются на две и
более сегментальные фонемы,
т.е. они могут выйти за пределы
одного сегмента (звука) и
распространиться на более высшую
единицу высказывания,
Функция речевых звуков,
поскольку они составляют материальные формы морфем, слов и предложений, может
быть названа конститутивной (составляющей) функцией,
Неразрывно с конститутивной
функцией существует дистинктивная (различительная) функция всех пяти
компонентов звукового состава языка. Язык может существовать только в том случае,
если подавляющее большинство морфем, слов и предложений отличаются один от
другого.
Компоненты звукового
состава языка имеют и третью функцию, которую можно назвать рекогнитивной
функцией, функцией узнавания. Употребление правильных вариантов звуков, тонов
и т.д. в соответствующих местах облегчает узнавание, следовательно, понимание
речи.
Отдел фонетики, изучающий
функциональный (лингвистический) социальный аспект звуков речи и других
компонентов звукового состава языка называется фонологией или фонемикой,
Отделы фонетики -
артикуляционно - аудиторный или физиологический отдел (антропофоника),
акустическая фонетика (фоноакустика) и фонология (фонемика) неразоывно
взаимосвязаны, т.к. их объект изучения - звуковой состав языка - представляет
единство 4 -х аспектов: артикуляционного, акустического, аудиторного,
лингвистике - функционального.
Помимо этих трех отделов
фонетики существуют и другие виды фонетики: общая фонетика и специальная или
дескриптивная фонетика, изучающая отдельные аспекты языка.
Лингвисты различают также
историческую фонетику, изучающую пути последовательных изменений в фонетической
системе данного языка на определенных стадиях исторического развития.
Неразрывно с исторической фонетикой связана сравнительная (компаративная)
фонетика, изучающая соотношение между
фонетической системой двух
или более языков, особенно родственных, устанавливающая соответствие между
звуками речи родственных языков.
Фонетика также делится на
теоретическую и практическую или прикладную. Все отделы фонетики тесно
взаимосвязаны не только друг с другом, а и с другими многочисленными дисциплинами
- с грамматикой, лексикологией, стилистикой и логикой.
Отечественные лингвисты
рассматривают фонетику, как единство всех ее частей, как продукт развития
лингвистики в целом.
II. Компоненты фонетической
системы английского языка
Первый и основной компонент
фонетической структуры английского языка является его сегментальные фонемы,
существующие в материальной форме их вариантов или аллофонов, основанных на
компонентах спектральном, основной частоты, силы и длительности основного
звукового состава языка в различных комбинациях.
Фонемический компонент
фонетической структуры английского языка проявляет себя в системе фонем, как
разрозненных изолированных единиц, но также в сочетании их вариантов, встречающихся
в словах и на стыке слов в фразах и предложениях.
Вторым компонентом
фонетической системы английского языка является слоговая структура отдельных
слов, а также слов, входящих в фразы и предложения. Слоговая структура слов имеет
два аспекта:
1) слогообразование и 2)
слогоделение. Языки могут отличаться один от другого как в слогообразовании,
так и в слогоделении.
Третьим компонентом
структуры английского языка является структура ударения слов.
Ударная структура слов
имеет три аспекта:
1) физическая или акустическая
природа словесного ударения,
2) место ударения в
двухсложных и многосложных словах.
3)степень словесного
ударения.
Языки могут различаться по
всем этим аспектам словесного ударения.
Четвертым компонентом
фонетической системы английского языка является
интонационная структура предложения.
Эти четыре компонента
фонетической системы (фонемика, слог, ударение и интонация) и составляют
произношение английского языка.
Все эти компоненты следует
изучать с трех точек зрения: физиологической (артикуляционной и аудиторной),
акустической и функциональной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий