воскресенье, 28 апреля 2019 г.

Лекция 1. Компоненты фонетической системы английского языка


Термин "фонетика'' происходит от греческого слова "phone", означающего "звук", ''голос" и "taphonetica" означающего "то. что относится к голосу, наука о голосе". Фонетика - не отдельная не­зависимая дисциплина, это целый раздел лингвистики, такой как например, грамматика или лексикология Все эти лингвистичес­кие науки изучают язык с трех различных точек зрения. ЛЕКСИ­КОЛОГИЯ изучает словарь языка, происхождение и развитие слов, их значение и словообразование. ГРАММАТИКА определяет правила, управляющие изменениями слов v, сочетанием, слов в предложениях.
Правильное, научное определение фонетики, объект фонети­ческого исследования, цели и теоретическое значение фонетики возможны лишь на базе научной теории о языке. В работах линг­вистов существует много указаний, имеющих прямое отношение к фонетике, а также излагающие основные принципы этой науки и других лингвистических дисциплин. Цели и значение фонети­ки становятся ясными в свете этих, высказываний.
Язык - наиболее важное средство человеческого общения. Бу­дучи наиболее важным средством человеческого общения, язык одновременно непосредственно и неразрывно связан с мыслью.
Язык определяется как действительная реальность мысли, как практическое сознание.
Прямая и неразрывная связь между языком и мыслью прояв­ляется не только в общепринятом факте, что мысли могут быть выражены только непосредственно в речи при помощи слов, орга­низованных в предложения, произнесенных с соответствующей интонацией, но также и в менее очевидном факте, что мысли мо­гут зарождаться и формулироваться в человеческом мозге только на базе слов и предложений.
Таким образом, становится очевидным тезис о непосредствен­ной и неразрывной связи между языком и мыслью, что не только речь, но и мысль невозможна без слов, состоящих из звуков речи.
Однако, одних слов недостаточно для мысли и речи. Одни изо­лированные слова не могут выражать мысли. Для формулирова­ния и выражения мысли необходимые слова должны сочетаться в предложениях по определенным знакам грамматики данного языка, а предложения должны произноситься с соответствуощей интонацией.
На основе связи между языком и мыслью можно сделать вы­вод, что настоящее научное изучение и анализ языка не может проводиться безотносительно к мысли, выраженной в речи, а сле­довательно и безотносительно к значению слов в предложении Научное понятие языка также базируется на тезисе, что язык как средство мысли и наиболее адекватное средство человеческого общения может существовать только в материальной форме зву­ков речи.
Звуки речи, т.е. вибрирующие частички воздуха или звуковые волны производятся органами речи человека и воспринимаются человеческим слуховым органом как звуки речи, функционирую­щие в форме фонем.
Отсюда следует, что звуки речи имеют четыре аспекта: арти­куляционный, акустический, слуховой (аудиторный) и функ­циональный (лингвистический или социальный). Ни один из этих аспектов нельзя оторвать от других в процессе языковой комму­никации. Но каждый аспект можно выделить для целей лингвис­тического анализа и, следовательно, каждый из этих аспектов ста­новится отдельным аспектом исследования, что позволяет разде­ление фонетики как науки на несколько разделов.
Каждый из этих разделов фонетики имеет свои собственные методы исследования и свою собственную терминологию.
Термин "носовой", например, относится к артикуляционному аспекту звуков [m, n, Q] , с точки зрения акустического аспекта, эти звуки резонанты. термин "сонорант" или "сонорный" харак­теризуется с точки зрения слухового восприятия, которое они вос­производят, а утверждение, что все эти звуки являются реализа­цией различных фонем английского языка, характеризует их с фун­кциональной или чисто лингвистической точки зрения.
С точки зрения артикуляции любой звук речи - это сложное единство определенных, точно скоординированных и. вместе с тем, дифференцированных движений и положений различных органов речи. Все положения и движения органов речи, необходимые для произнесения звука речи и составляют его артикуля­цию.
Отдел фонетики, занимающийся изучением, описанием и клас­сификацией звуков речи с точки зрения их производства аппара­том речи, называется артикуляционной фонетикой.
Различная артикуляция производит различный акустический эффект, т.е. различные звуки речи. Следовательно, звуки речи име­ют второй аспект - физический, или точнее акустический. С этой точки зрения звук речи, как любой другой звук в природе являет­ся физическим явлением, своего рода движущейся материей и
энергией.
Аудиторный (слуховой) аспект любого звука, в том. числе и звук речи, неразрывно связан с акустическим аспектом, к оба могут рассматриваться вместе, Звуки всегда имеют свои источ­ники в вибрирующей среде (обычно в воздухе), воспроизводи­мые определенным видом энергии. Например, гласные, сонорные и частично звонкие согласные воспроизводятся голосовыми связками, которые пол воздействием энергии потока воздуха, иду­щего из легких, производят вибрацию.
Частота вибрации голосовых связок по всей их длине, т.е. воз­никающая как результат колебательных движений всей системы. называется основной частотой. Эти колебания всегда регулярны или периодичны и поэтому воспринимаются как музыкальный гон или высота. Изменения в основной частомс или тоне упот­ребляются в речи для производства интонации.
Колебание частей вибратора (голосовых связок) производит так называемые обертоны. Вибрации голосовых связок, образу­ющих обертоны, также регулярны или периодичны по своему-характеру. Эти обертоны играют основную роль в формировании гласных и сонорных звуков: они определяют качество или тембр
этих звуков.
Однако голосовые связки не являются единственным источ­ником вибрации при производстве звуков речи. Колебания высо­ких частот могут вызываться в воздухе трением частиц воздуха, проходящих через щель в точке респираторного тракта над горта­нью, как например, при производстве фрикативных согласных.


Другой источник высокочастотных колебаний частиц возду­ха, воспринимаемых как звуки речи, является неожиданный взрыв воздуха, запертый за полной преградой респираторного тракта в
гортани или над гортанью, когда этот затвор быстро убирается, как, например, при производстве взрывных согласных.
Звуки речи являются основными единицами, т.к. они состав­ляют материальную базу всех его морфем и слов. Поэтому звуки речи можно рассматривать как основной компонент звукового состава языка. А так как любой речевой звук как физическое яв­ление имеет характерный спектр, созданный полосой частот энер­гии, характеризующий данный звук и называемый в лингвистике формантами звука, то этот основной компонент языка можно на­звать спектральным или же формантным компонентом.
Роль основной частоты или тона в производстве речи совер­шенно отлична от роли, выполняемой формативными частотами, т.е. частотами речевых звуков. Основная частота не принимает участия в формировании качества звуков, а как тон она принима­ет участие в формировании интонации. Следовательно, основ­ная частота должна рассматриваться как отдельный компонент звукового состава языка, отличный от его спектрального компо­нента как в физическом, так и в функциональном планах.
Его с аудиторной точки зрения можно было бы назвать тональ­ным компонентом звукового состава языка, а с акустической точ­ки зрения компонентом основной частотности.
Сложные гортанные тона содержат обертоны, формирующие базу не только для гласных и сонорных звуков, но также и тембр голоса, выполняющий две функции. Во-первых, тембр определя­ет качество индивидуального голоса, с помощью которого мы узнаем говорящего, не видя его. Во-вторых, тембр играет важ­ную роль в выражении всякого рода эмоций в речи, таких как печаль, радость и т.д. Та или иная специальная эмоциональная окраска звукового предложения, которая достигается различием тембра голоса, является особенностью говорящих на родном языке в одинаковых жизненных ситуациях и не зависит от индивиду­альных особенностей голоса говорящих или от спектрального компонента основной частоты. Поэтому тембр голоса следует рассматривать как отдельный компонент звукового состава языка и назвать его можно тембральным компонентом. Этот компонент наименее изучен в лингвистике.
Помимо спектральной, основной частотности и тембральной характеристики, звуки речи имеют физические свойства, обозна­чаемые акустическими терминами - интенсивность, напряжен­ность или сила звука. Интенсивность или сила звука воспринимается нами как громкость звука, зависящая от амплитуды коле­бания.
В речи изменения в силе звуков ассоциируются с ударением, особенно в языках, где ударение преимущественно динамичес­кое, например, в русском языке. Ударные звуки сильнее и громче, чем неударные.
Так как интенсивность или сила речевых звуков составляет от­дельное физическое свойство, выполняющее специальную функ­цию в языке, ее следует рассматривать как отдельный компонент звукового состава языка и назвать ее можно силовым компонен­том интенсивности. В отличие от основной частоты и тембрального компонента силовой компонент проявляет себя во всех рече­вых звуках без исключения, ибо каждый звук речи имеет опреде­ленную степень напряжения.
Звуковой состав языка может существовать только во времени и пространстве. Поэтому мы выделяем компонент времени зву­кового состава языка, который проявляется в долготе произноше­ния звуков, а также в паузах внутри предложений и в паузах, раз­деляющих одно звуковое предложение от другого.
Раздел фонетики, изучающий акустический аспект речевых зву­ков, а именно все перечисленные выше пять компонентов звуко­вого состава языка (компонент основной частотности или тональ­ный компонент, спектральный или формантный компонент, тембральный компонент, силовой компонент или компонент интен­сивности, компонент длительности и пространства) называется акустической фонетикой или фоноакустикой. Этот раздел час­то называют экспериментальным, инструментальным или ла­бораторной фонетикой.
Несмотря на тот факт, что аудиторный аспект речевых звуков изучается особыми методами, в лингвистике нет раздела фонети­ки, называемого аудиторной (слуховой) фонетикой. Правда, не­которые лингвисты говорят о физиологической фонетике, включающей вопросы артикуляции и восприятия звуков речи.
Выдающийся русский лингвист проф. Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ предложил термин антропофомика, т.е. описа­тельная фонетика, изучающая природу фонетических средств речи, их особенности в каждом языке, безотносительно к их фун­кциям. Но этот термин используется лишь в русской лингвисти­ческой литературе.
Бодуэн дс Куртенэ основал и раздел фонетики, изучающий
чисто лингвистический аспект речевых звуков. Этот аспект ре­чевых звуков известен еше как функциональный или соци­альный аспект.
Он называется функциональным из-за роли, которую звуки речи играют в функционировании языка,как наиболее важного средства общения людей и средства мысли. Он назван социальным потому, что результат выполнения коммуникативных функций языка есть социальное явление.
Рассматривая с этой точки зрения, звуки речи являются функ­циональными, значимыми единицами языка и выполняют опре­деленные функции в языке.
Звуки языка образуют не только основной (спектральный) ком­понент звукового состава языка, но и одновременно они являют­ся носителями их тонального компонента, тембра голоса, силы подъема и длительности, и каждый из этих пяти компонентов выполняет определенные функции и должны рассматриваться как функциональные или значимые единицы языка, т.е. в значении функционально значимые.
Все компоненты звукового состава языка значимы в этом смыс­ле, но ни один из них не имеет какого-то грамматического или лексического значения. Именно эта особенность (отсутствие зна­чения) отличает любую фонетическую единицу языка от всяких других языковых единиц (лексических и грамматических), име­ющих значение, также как морфемы, словоформы, фразы и пред­ложения. Звуки речи сами по себе не имеют значения, например, изолированные английские звуки сами по себе ничего не означа­ют.
Так как другие компоненты звукового состава языка, кроме спектрального или сегментального компонента, также выполня­ют дистинктивную (различительную) функцию и, следователь­но, также являются функциональными единицами языка, удоб­нее терминологически делать различия между ними и фонемами, существующими как звуки речи. Американские дескриптивисты предложили два термина: сегментальные фонемы, существующие в форме речевых звуков и супрасегментальные фонемы для отли­чительных функциональных единиц языка, образуемых длитель­ностью, силой и подъема голоса, т.е. всеми компонентами, кроме спектрального (сегментального) компонента звукового состава языка.
Эти компоненты названы супрасегментальными фонемами по двум причинам:
1) потому, что отличительные вариации в длительности, силе и высоте имеют место в сегментальных фонемах, т.е. в звуках речи неразрывно связаны с ним и как бы накладываются на них и
2) потому что часто вариации также распространяются на две и
более сегментальные фонемы, т.е. они могут выйти за пределы
одного сегмента (звука) и распространиться на более высшую
единицу высказывания,
Функция речевых звуков, поскольку они составляют матери­альные формы морфем, слов и предложений, может быть названа конститутивной (составляющей) функцией,
Неразрывно с конститутивной функцией существует дистинктивная (различительная) функция всех пяти компонентов зву­кового состава языка. Язык может существовать только в том слу­чае, если подавляющее большинство морфем, слов и предложе­ний отличаются один от другого.
Компоненты звукового состава языка имеют и третью функ­цию, которую можно назвать рекогнитивной функцией, функ­цией узнавания. Употребление правильных вариантов звуков, то­нов и т.д. в соответствующих местах облегчает узнавание, следо­вательно, понимание речи.
Отдел фонетики, изучающий функциональный (лингвистичес­кий) социальный аспект звуков речи и других компонентов зву­кового состава языка называется фонологией или фонемикой,
Отделы фонетики - артикуляционно - аудиторный или физио­логический отдел (антропофоника), акустическая фонетика (фоноакустика) и фонология (фонемика) неразоывно взаимосвязаны, т.к. их объект изучения - звуковой состав языка - представляет единство 4 -х аспектов: артикуляционного, акустического, ауди­торного, лингвистике - функционального.
Помимо этих трех отделов фонетики существуют и другие виды фонетики: общая фонетика и специальная или дескриптив­ная фонетика, изучающая отдельные аспекты языка.
Лингвисты различают также историческую фонетику, изуча­ющую пути последовательных изменений в фонетической систе­ме данного языка на определенных стадиях исторического разви­тия. Неразрывно с исторической фонетикой связана сравнитель­ная (компаративная) фонетика, изучающая соотношение между
фонетической системой двух или более языков, особенно род­ственных, устанавливающая соответствие между звуками речи родственных языков.
Фонетика также делится на теоретическую и практическую или прикладную. Все отделы фонетики тесно взаимосвязаны не только друг с другом, а и с другими многочисленными дисципли­нами - с грамматикой, лексикологией, стилистикой и логикой.
Отечественные лингвисты рассматривают фонетику, как един­ство всех ее частей, как продукт развития лингвистики в целом.
II. Компоненты фонетической системы английского языка
Первый и основной компонент фонетической структуры анг­лийского языка является его сегментальные фонемы, существу­ющие в материальной форме их вариантов или аллофонов, осно­ванных на компонентах спектральном, основной частоты, силы и длительности основного звукового состава языка в различных комбинациях.
Фонемический компонент фонетической структуры английс­кого языка проявляет себя в системе фонем, как разрозненных изолированных единиц, но также в сочетании их вариантов, встре­чающихся в словах и на стыке слов в фразах и предложениях.
Вторым компонентом фонетической системы английского язы­ка является слоговая структура отдельных слов, а также слов, входящих в фразы и предложения. Слоговая структура слов име­ет два аспекта:
1) слогообразование и 2) слогоделение. Языки могут отличаться один от другого как в слогообразовании, так и в слогоделении.
Третьим компонентом структуры английского языка является структура ударения слов.
Ударная структура слов имеет три аспекта:
1) физическая или акустическая природа словесного ударения,
2) место ударения в двухсложных и многосложных словах.
3)степень словесного ударения.
Языки могут различаться по всем этим аспектам словесного ударения.
Четвертым компонентом фонетической системы английского языка является интонационная структура предложения.
Эти четыре компонента фонетической системы (фонемика, слог, ударение и интонация) и составляют произношение англий­ского языка.
Все эти компоненты следует изучать с трех точек зрения: фи­зиологической (артикуляционной и аудиторной), акустической и функциональной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий