Интонация выполняет свою
функцию, конструирующую предложение, не только в устной речи; не и в
письменном языке. Она незримо присутствует в любом написанном предложении и
доказательством этого являются пунктуационные знаки. Конечно, они не могут
передать всю гамму переживаний, эмоции, отношений к волю автора так же богато и
ярко, как интонация живой звуковой речи.
Определение интонации
предложения должно включать ссылки на:
1) все четыре
супрасегменталъные характеристики предложения, т.е. подъем голоса, тембральную
окраску голоса, громкость и длительность:
2)соответствующую грамматическую структуру
предложения.
3) соответствующее
лексическое сочетание,
4) функцию или назначение
интонации.
В соответствии с этими
требованиями профессор В.А.Васильев предлагает следующее определение интонации
- предложения
С точки зрения перцепции,
т.е. восприятия, интонация предложения представляет из себя сложное единство
четырех компонентов, образованных коммуникативно соотносящимися изменениями в
1. подъеме голоса,
2. ударении слов.
3. скорости или ритме
высказывания и
4. тембре голоса, причем это сложное единство служит для выоажсния
соответствующим образом, на основе соответствующей грамматической структуры и лексического
состава предложения, мысли говорящего, его волеизъявления, эмоции, чувства и
отношения к реальности и содержанию предложения.
Это полное определение
интонации предложения коренным образом отличается от определений, которые дают
подавляющее большинство зарубежных лингвистов, сводящих интонацию только к
одному из ее компонентов, а именно, изменению высоты голоса. Так, Д.Джоунз
пишет: "Интонацию можно определить как
58
изменения, имеющие место в
высоте голоса в связной речи, т.е. изменения в тональности голоса, производимые
голосовыми связками". Л.Армстронг и У.Уорд пишут: "Под интонацией мы
понимаем повышение и понижение голоса, когда мы говорим".
Хотя четыре составные части
интонации функционируют все вместе и ни одна т них не может быть изолирована
друг от друга в речи, однако в целях анализа вполне возможно выделить каждую
из них отдельно.
Интонация в целом и, но
крайней мере, некоторые ее компоненты выполняют те же самые три функции,
которые выполняются другими фонетическими и фонологическими единицами языка -
конститутивную, дистинктивную и рекогнитивную, хотя каждый индивидуальный
компонент интонации выполняет эти функции по своему
При анализе трех функций
речевой мелодии следует проводить различие между ролью вариаций высоты внутри
предложения и их ролью в конце предложения. Конститутивная функция компонента
интонационной высоты по всему предложению проявляет себя в том, что каждый
слог в предложении имеет определенную высоту и не может существовать без нее.
Одновременно эта конститутивная функция высоты проявляет себя в делимита-тивной
(разграничительной) функции как внутри, так и в конце предложения. Внутри
предложения эта дслимитативная функция заключается в разграничении частей
предложения, называемых смысловыми группами, дыхательными группами (дыхательными
отрезками речи) или же интонационными группами.
Изменения высоты голоса в
конце предложения разграничивает его от последующего предложения.
Разграничение двух примыкающих смысловых групп или предложений осуществляется
изменением направления высоты голоса или уровня голоса. Изменение высоты
голоса на стыке двух смысловых групп или предложений лингвисты называют
конечной мелодией.
В стандартном английском
языке такими конечными мелодиями могут быть падающая интонация, восходящая
интонация; восходяще - падающая интонация и надающс - восходящая интонация.
Делимитативная функция этих
четырех интонаций происходит за счет изменения направления высоты голоса: эти
мелодии Р.Кингдон называет кинетическими. В английском языке Р.Кин-гдон
различает еще мелодии на одном уровне, которые он называет статическими. В эхом
случае разграничение смысловых групп или предложений осуществляется изменением
уровня высоты голоса.
Кнетическая и статическая
конечные мелодии неразрывно связаны с другими компонентами интонации,
например, с силовым компонентом, когда они обычно происходят внутри последнего
ударного слога интонационной группы или предложения. например:
'When they arr ived at the/railway station | they/found | that the
'train hadVtgone.
Последний ударный слог
смысловой группы или предложения часто называется их акцентуальным ядром,
ядром ударения: по этой причине интонация, связанная с ним. называется ядер-
-ной интонацией.
В современном стандартном английском языке можно выделить восемь
ядерных интонаций (вместо обычной системы обозначения принятой в кашей стране,
используем системы Д.Джо-унза и Р.Кингдонз для обозначения ударения и
интонации)
1. Снижение тона в широком диапазоне (от самого
высокого до самого низкого)
2- Снижение тона в узком интервале (от средней
высоты до самой низкой)
. 3. Подъем высокого тона (от среднею до высокого
4. Низкий подъем голоса (от
низкого до среднего):
5. Восходяще - падающая интонация
6. Нисходяще - восходящая интонация
7. Восходяще - падающе -
восходящая интонация:
8.Интонация на одном уровне (высоком, среднем, низком)
Эти ядерные интонации могут
быть эфматическими, когда обращается особое внимание на какое-то слово в
предложении, оно выделяется степенью ударения выше нормального. Это эмфатическое
ударение обычно сопровождается тональным изменением в форме общего подъема или
снижения статических интонаций и увеличения в диапазоне высоты кинетических
интонаций.
В системе интонационных
знаков Р.Кингдона эти эмфатические тоны обозначаются удвоением первого
ударного обозначения, например:
"No (эмфатическое
снижение тона в широком диапазоне). No (эмфатическая нисходяще -
восходяидая интонация).
Каждый слог перед или после
ядерного слога имеет определенную высоту. Высота перед ядерным и после
ядерного слога не случайна в своих дистрибуциях: высота образует определенные
структуры в отношении ее уровней. В этом случае высота уровней также неразрывно
связана с ударением предложения Модели ударения и высоты каждой интонационной
группы имеют легко определимые секции.
Одна такая секция
образуется неударным или частично ударным слогом или несколькими слогами,
предшествующими первому полностью ударному слогу интонационной группы.
Р.Кинг-дон и другие английские фонетисты называют этот слог или слоги prehead (предударным).
Следующая секция образуется
первым полностью ударным слогом интонационной группы и называется head (головным).
Г.Пальмер различает три основных типа head (шкалы - синтагмы):
1.низшая (inferior)
2. высшая (superior)
3. повышающая шкала (scandent) , т.е. подъем
в слоге от среднего уровня до высшей высоты всей интонационной группы.
Третья секция интонационной
группы образуется ударными и
осзударными слогами,
находящимися между шкалой синтагмы (head) и
ядром группы. Р.Кингдон и другие британские фонетисты называют эту секцию body (тело
или шкала).
Различаются следующие
основные типы шкалы в стандартном английском языке:
1. регулярно понижающаяся
шкала
2. прерванная понижающаяся
шкала, т.е. шкала с особым
подъемом
3. повышающаяся шкала
4. повышающаяся шкала, в
которой каждый посттонический слог произносится на несколько более высоком тоне,
Когда за ядерным слогом
следует безударный слог или несколько безударных слогов, то такая секция интонационной группы называется ее оконечностью или хвостом (taii).
Тот или иной тип хвоста
определяется видом ядерной интонации. Эта обусловленность типа хвоста ядерными
интонациями показывает, что хвосты не являются независимыми элементами моделей
ударения и высоты интонационной группы: каждый тип хвоста представляет из себя
вид продолжения особенной ядерной мелодии и оба вместе они составляют вариант
конечной интонации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий