воскресенье, 28 апреля 2019 г.

Лекция 8. Английская интонация

Интонация выполняет свою функцию, конструирующую пред­ложение, не только в устной речи; не и в письменном языке. Она незримо присутствует в любом написанном предложении и дока­зательством этого являются пунктуационные знаки. Конечно, они не могут передать всю гамму переживаний, эмоции, отношений к волю автора так же богато и ярко, как интонация живой звуко­вой речи.
Определение интонации предложения должно включать ссыл­ки на:
1) все четыре супрасегменталъные характеристики предложе­ния, т.е. подъем голоса, тембральную окраску голоса, громкость и длительность:
2)соответствующую грамматическую структуру предложения.
3) соответствующее лексическое сочетание,
4) функцию или назначение интонации.
В соответствии с этими требованиями профессор В.А.Василь­ев предлагает следующее определение интонации - предложения
С точки зрения перцепции, т.е. восприятия, интонация пред­ложения представляет из себя сложное единство четырех компо­нентов, образованных коммуникативно соотносящимися измене­ниями в
1. подъеме голоса,
2. ударении слов.
3. скорости или ритме высказывания и
4. тембре голоса, причем это сложное единство служит для выоажсния соответствующим образом, на основе соответствую­щей грамматической структуры и лексического состава предло­жения, мысли говорящего, его волеизъявления, эмоции, чувства и отношения к реальности и содержанию предложения.
Это полное определение интонации предложения коренным образом отличается от определений, которые дают подавляющее большинство зарубежных лингвистов, сводящих интонацию толь­ко к одному из ее компонентов, а именно, изменению высоты го­лоса. Так, Д.Джоунз пишет: "Интонацию можно определить как
58
изменения, имеющие место в высоте голоса в связной речи, т.е. изменения в тональности голоса, производимые голосовыми связ­ками". Л.Армстронг и У.Уорд пишут: "Под интонацией мы пони­маем повышение и понижение голоса, когда мы говорим".
Хотя четыре составные части интонации функционируют все вместе и ни одна т них не может быть изолирована друг от друга в речи, однако в целях анализа вполне возможно выделить каж­дую из них отдельно.
Интонация в целом и, но крайней мере, некоторые ее компо­ненты выполняют те же самые три функции, которые выполня­ются другими фонетическими и фонологическими единицами языка - конститутивную, дистинктивную и рекогнитивную, хотя каждый индивидуальный компонент интонации выполняет эти функции по своему
При анализе трех функций речевой мелодии следует прово­дить различие между ролью вариаций высоты внутри предложе­ния и их ролью в конце предложения. Конститутивная функция компонента интонационной высоты по всему предложению про­являет себя в том, что каждый слог в предложении имеет опреде­ленную высоту и не может существовать без нее. Одновременно эта конститутивная функция высоты проявляет себя в делимита-тивной (разграничительной) функции как внутри, так и в конце предложения. Внутри предложения эта дслимитативная функция заключается в разграничении частей предложения, называемых смысловыми группами, дыхательными группами (дыхательны­ми отрезками речи) или же интонационными группами.
Изменения высоты голоса в конце предложения разграничи­вает его от последующего предложения. Разграничение двух при­мыкающих смысловых групп или предложений осуществляется изменением направления высоты голоса или уровня голоса. Из­менение высоты голоса на стыке двух смысловых групп или пред­ложений лингвисты называют конечной мелодией.
В стандартном английском языке такими конечными мелодия­ми могут быть падающая интонация, восходящая интонация; вос­ходяще - падающая интонация и надающс - восходящая интона­ция.
Делимитативная функция этих четырех интонаций происхо­дит за счет изменения направления высоты голоса: эти мелодии Р.Кингдон называет кинетическими. В английском языке Р.Кин-гдон различает еще мелодии на одном уровне, которые он называет статическими. В эхом случае разграничение смысловых групп или предложений осуществляется изменением уровня высоты голоса.
Кнетическая и статическая конечные мелодии неразрывно свя­заны с другими компонентами интонации, например, с силовым компонентом, когда они обычно происходят внутри последнего ударного слога интонационной группы или предложения. например:
'When they arr ived at the/railway station | they/found | that the 'train hadVtgone.
Последний ударный слог смысловой группы или предложе­ния часто называется их акцентуальным ядром, ядром ударения: по этой причине интонация, связанная с ним. называется ядер- -ной интонацией.
В современном стандартном английском языке можно выде­лить восемь ядерных интонаций (вместо обычной системы обо­значения принятой в кашей стране, используем системы Д.Джо-унза и Р.Кингдонз для обозначения ударения и интонации)
1. Снижение тона в широком диапазоне (от самого высокого до самого низкого)
2- Снижение тона в узком интервале (от средней высоты до самой низкой)
. 3. Подъем высокого тона (от среднею до высокого
4. Низкий подъем голоса (от низкого до среднего):
5. Восходяще - падающая интонация
6. Нисходяще - восходящая интонация
7. Восходяще - падающе - восходящая интонация:
8.Интонация на одном уровне (высоком, среднем, низком)

Эти ядерные интонации могут быть эфматическими, когда об­ращается особое внимание на какое-то слово в предложении, оно выделяется степенью ударения выше нормального. Это эмфати­ческое ударение обычно сопровождается тональным изменением в форме общего подъема или снижения статических интонаций и увеличения в диапазоне высоты кинетических интонаций.
В системе интонационных знаков Р.Кингдона эти эмфатичес­кие тоны обозначаются удвоением первого ударного обозначения, например:
"No (эмфатическое снижение тона в широком диапазоне). No (эмфатическая нисходяще - восходяидая интонация).
Каждый слог перед или после ядерного слога имеет опреде­ленную высоту. Высота перед ядерным и после ядерного слога не случайна в своих дистрибуциях: высота образует определенные структуры в отношении ее уровней. В этом случае высота уровней также неразрывно связана с ударением предложения Модели ударения и высоты каждой интонационной группы имеют легко определимые секции.
Одна такая секция образуется неударным или частично удар­ным слогом или несколькими слогами, предшествующими пер­вому полностью ударному слогу интонационной группы. Р.Кинг-дон и другие английские фонетисты называют этот слог или сло­ги prehead (предударным).
Следующая секция образуется первым полностью ударным слогом интонационной группы и называется head (головным). Г.Пальмер различает три основных типа head (шкалы - синтагмы):
1.низшая (inferior)
2. высшая (superior)
3. повышающая шкала (scandent) , т.е. подъем в слоге от среднего уровня до высшей высоты всей интонационной группы.
Третья секция интонационной группы образуется ударными и
осзударными слогами, находящимися между шкалой синтагмы (head) и ядром группы. Р.Кингдон и другие британские фонетис­ты называют эту секцию body (тело или шкала).
Различаются следующие основные типы шкалы в стандарт­ном английском языке:
1. регулярно понижающаяся шкала 
2. прерванная понижающаяся шкала, т.е. шкала с особым
подъемом
3. повышающаяся шкала
4. повышающаяся шкала, в которой каждый посттонический слог произносится на несколько более высоком тоне,
Когда за ядерным слогом следует безударный слог или несколь­ко безударных слогов, то такая секция интонационной группы на­зывается ее оконечностью или хвостом (taii).
Тот или иной тип хвоста определяется видом ядерной интона­ции. Эта обусловленность типа хвоста ядерными интонациями показывает, что хвосты не являются независимыми элементами моделей ударения и высоты интонационной группы: каждый тип хвоста представляет из себя вид продолжения особенной ядер­ной мелодии и оба вместе они составляют вариант конечной ин­тонации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий